Дмитрий Николаев (gorotskop) wrote,
Дмитрий Николаев
gorotskop

Categories:

Как живёшь, учитель?

Как сегодня живётся и работается простому российскому учителю? О нелёгкой судьбе современного учителя и современной школы в целом рассуждает Анатолий Юрьевич Кузнецов – учитель русского языка и литературы МОУ «Гимназия №1» г. Комсомольска-на-Амуре, победитель номинационного конкурса «Лучший учитель» в рамках краевого конкурса «Учитель года Хабаровского края 2013 г.» и «Абсолютный победитель краевого конкурса профессионального мастерства «Учитель года Хабаровского края 2013 г.».



Об Анатолии Юрьевиче очень хорошо отзываются его коллеги и с уважением относятся подопечные. В школе №1 – ныне гимназии, он работает последние 7 лет, также на полставки подрабатывает и в университете. До этого он преподавал в 24, 25, 28 школах и даже 6 лет отслужил в воспитательном отделе исправительной колонии №8. Вуз окончил в 1994 г., учился на филологическом факультете.

– Как становятся учителями? – начал свой рассказ Анатолий Юрьевич. Наверное, по недоразумению. Никогда не думал, что стану учителем. Учились мы в советской школе, воспитывали нас, как советских граждан. Да, нас заставляли учиться, но, видимо, не зря это делали, поскольку наше поколение не чувствует себя ущербным в плане образования. Учили нас жёстко в школах и вузах, я ещё и техникум закончил перед вузом. В 1989 г. поступил в ВУЗ, причём, особо не напрягался, потому что мне это было интересно. Поступал на исторический факультет, но перешёл на филологический, это показалось мне интереснее. В нашу школу я пришёл вслед за моей знакомой, моим хорошим другом с детства – Светланой Васильевной Чаловой.

Работать в школе сейчас не просто, но не в материальном плане, хотя, конечно, это тоже. Учитель должен вести достойный образ жизни, выглядеть соответствующе. Ему надо читать книги, ходить в музеи, в театры, культурно развиваться, путешествовать по стране, то есть, определенный уровень жизни должен быть. А это всё требует средств, но, к сожалению, правительство видимо не может позволить нам достойный уровень жизни, достойную зарплату. Считают, что учитель – это массовая профессия, что нас, мол, много, а денег в бюджете мало. Я чувствую, что на учителях откровенно экономят.

Что ни пятилетка, то они придумывают новые формы аттестации – год от года всё жёстче и жёстче и современный учитель вынужден «доказывать, что он не верблюд». Наши советские коллеги были от этого свободны, людям платили за стаж, это считалось нормально. А сейчас придумали эти формы работы, от которых в учительской среде возникает нездоровая атмосфера, говорю сейчас не про нашу школу, а вообще. Часто бывает, что у учителей появляется профессиональная деформация, эмоциональная и физическая усталость, люди по-другому начинают относиться к своей работе, халтурить. Завуч или администрация должна отслеживать деятельность учителей и если кто-то уже плохо работает или физические возможности не позволяют, то таких людей надо провожать на пенсию, а не унижать аттестациями... Недавно я давал мастер-класс в университете, а на курсах сидят учителя, у которых я в своё время учился! Что-то в этом есть не нормальное, когда человек всю жизнь отработал, знает свою профессию до миллиметра, а его заставляют ходить и чему-то переучиваться...

Современных учебников, фундаментальных, таких, как были в советское время, написанных нормальным языком, в которых бы отражались реальные методические практики – не существует. Информацию приходится собирать по крупицам – из интернета, из каких-то изданий, на это уходит масса времени, которого у учителя просто нет. Качество современной учебной литературы тоже оставляет желать лучшего. Тексты очень трудны для восприятия детьми и составляются без учёта их возрастных особенностей и их интеллектуальных возможностей. Допустим, литература в 11 классе. Одних только авторов больше 150! А если уроки посмотреть – 136 занятий. Это вообще реально? То есть, сложнейший период литературы – 20 век предлагается изучить, что называется, «галопом по Европам»! Плюс к тому, убраны произведения, которые имеют идеологический заряд, например, «Молодая гвардия», но зато изучается «Мастер и Маргарита» – дискуссионное и во многом недоступное пониманию современных детей, и вообще, людей далеких от религии. Зато изучается «Архипелаг ГУЛАГ» – в блоке тем о репрессиях... В эстетическом плане, как мы обычно изучаем «Войну и мир», такого нет.

– А что можете сказать об образовательном процессе?
– Современный учитель, также как и учитель советский, продолжает не только учить, но и воспитывать детей, сеять разумное, доброе, вечное. Мы стараемся воспитать из них личности, граждан своей страны, проводим классные часы и мероприятия патриотического толка, но, к сожалению, в современных условиях, когда СМИ ведут такую контрпропаганду, показывая пошлость, изнанку человеческой жизни, то, о чём раньше замалчивалось, а теперь выставляется напоказ, очень трудно. Кроме того, ведь в советское время тоже ведь бедненько жили учителя, но их профессия была достойная, уважаемая. Снимали фильмы, допустим, «Первый учитель» или «Доживём до понедельника». Фильмы о педагогических ошибках. Но как это подано, в каком позитивном ключе! «Большая перемена». Да, все понимали, что это сказка, но это была прекрасная сказка. Учителей уважали, школа была храмом науки. Теперь мы видим что-то противоположное – если показывают учителя, то там обязательно какая-то пошлость: учительница подрабатывает в стриптиз-баре, или учительница вступает в связь с учеником, или педофила опять нашли, или учителя взятки берут, одним словом, идёт дискредитация профессии. Если снимают фильм, то это фильм со знаком минус. «Географ глобус пропил». Что у обывателя в сознании возникает, когда он посмотрит этот фильм? Что все учителя дураки, пьяницы, неудачники и детей ненавидят? Или сериал «Школа», нанёсший огромный удар по престижу. Или тот же сериал «Физрук»... В обществе есть ряд идеологических профессий, связанных с духовной жизнью народа – учителя, врача... Если в сериалах мы будем показывать врачей, как не совсем нормальных людей, к профессии врача тоже изменится отношение. И когда люди, которые знакомятся со мной, узнают, что я работаю учителем, они уже улыбаются и, порой, иронически так говорят – «В слове из трёх букв ошибки учите не делать, да?», какие-то шуточки ниже пояса отпускают. Потому что нанесён удар престижу профессии и государство очень хорошо постаралось в этом смысле. Кроме того, нашим детям же рассказали, что у них права, а у учителей обязанности... Вот как мы играли в комический футбол в пионерских лагерях, там одна команда должна была играть по правилам, а другая – без, так вот, команда, играющая по правилам – это учителя. У нас есть закон об образовании, нормативные акты, над нами надзирает целая Федеральная служба по надзору в системе образования, хотя раньше РОНО как-то справлялся с этим... А что у детей? Если я три дня не приду в школу – меня уволят за прогул, если ребёнок прогуляет – ему ничего. Он может безнаказанно оскорбить учителя, нахамить ему. Причём учителя же и обвинят – «Раз вам хамит ребёнок, значит вы такой учитель...», «Если ребёнок сбежал с вашего урока, значит вы такой учитель, не интересно преподаёте...». А ведь мы здесь не артисты, учёба это сложнейший эмоциональный интеллектуальный процесс, связанный с определённым напряжением, это тяжелейший труд. А нам предлагают детей развлекать... Развлекать их надо в кинотеатре, в цирке... Часто дети говорят – нам не интересно ходить в школу. Правильно, и не будет интересно, потому что интерес ниоткуда не возьмётся, его надо воспитывать с самого детства, с момента, когда ребёнок учится говорить. Ну и, к сожалению, главная боль нашего образования – это отсутствие у детей интереса к познавательному труду в принципе. Информация перестала быть ценностью. Раньше её добывали, одну книжку могли читать всем классом, а сейчас есть гаджет – набрал, тут же получил какую-то информацию и дети уже перестали за ней охотиться, перестали напрягаться в её добывании. И в общении часто слышно – «Зачем я буду это учить, когда можно нажать на кнопочку и это пришло». Поэтому тяжело работать современному учителю. Никакой поддержки от государства мы не видим. Она должна быть не только в том, чтобы нам давать зарплату побольше. Просто у людей, которые нами правят, а я таких встречал, создаётся иллюзия, что учитель – профессия не сложная. «Ну а что тут сложного? Пришел утром в светлое помещение, тёплое, пообщался с детишечками, получил удовольствие, разве ж это труд?». И только тот, кто работал учителем не один год, понимает, что мы работаем нервной системой, а это самое трудное! Когда приходишь домой опустошённый, как выжатый лимон, не хватает физических и эмоциональных сил даже на своих собственных детей и внуков... Это не жалоба, это констатация факта. И что мы видим? Как государство заботится об учителях? Есть у нас профсоюзы, но они на голом энтузиазме учителей держат. Не ездят учителя в санаторий поправлять своё здоровье. Не видим мы по телевидению, что заслуженного учителя поздравили с юбилеем или с ещё с чем-то... Мы не видим, чтобы учителей награждали премиями. Когда начинаешь делиться болью с людьми, с коллегами, часто можно слышать от вышестоящего начальства о том, что мы ноем, жалуемся, что это слабость, что мы не хотим работать как надо... Нет, мы хотим работать как надо, но мы хотим работать в нормальном режиме. У нас же чиновники не аттестовываются каждые 5 лет, а вот учителей и врачей сделали бедолагами, которые каждые пять лет непонятно кому должны что-то доказывать... Я назвал только основные проблемы, хотя их море.

– Наверняка, в вашей работе есть и положительные моменты, так?
– Есть, конечно, и о них нельзя не сказать. Вообще, при общении с детьми, от них заряжаешься позитивом. Хотя они и занимают много сил – душевных, эмоциональных, но и дают они тоже много, потому что это «чистые создания». В принципе, современные дети мало лгут, в основном, говорят правду, порой жестокую, но справедливую. Это дети во многом свободные от стереотипов, социальных или политических, прямодушные, прямолинейные. Например, могут спросить «Зачем мне это надо?». Ребёнок хочет понимать цель своего труда и поэтому интересуется. Им тоже тяжело – информации много, а выбирать, как правило, они не умеют. Кроме того, не виноваты они, что живут в эпоху развития науки и техники, они естественны в своём отношении к учёбе, к школе, к учителям, ко взрослым, в целом я их понимаю, даже снижение интереса и мотивации к учёбе понимаю. Потому что сегодня можно иметь два диплома и не иметь работы. Или иметь работу, но иметь маленькую зарплату. И дети это понимают. Так уж устроена наша психика, что если можно избавиться от какого-то тяжёлого, но бессмысленного труда, то мы от него стараемся избавиться...

– А каково ваше мнение насчёт Единого государственного экзамена?
– Скажу, что сама эта система неплохая только с точки зрения оперативного контроля знаний, то есть, нам интересно, что на эту минуту дети знают из той или иной области. Но ЕГЭ с точки зрения оценки знаний за весь период обучения – это ужасно. Все мы люди разные – есть холерики, есть меланхолики, есть люди креативные, есть замкнутые и не всем эта система подходит. Моё личное мнение, что ребёнок должен иметь возможность выбора формы экзамена – или в виде тестов, или по билетам, или в форме собеседования... Причём, последний я считаю наиболее продуктивным. То есть, дети в течение нескольких лет готовятся к известным вопросам, приходят на экзамен, и сами отвечают на любой вопрос. Если я вижу, что ребёнок выбрал легкий вопрос, значит, второй вопрос должен задавать преподаватель и он может быть сложным. И, таким образом, в процессе общения ученика и учителя или комиссии, выясняется картина уровня подготовки, оценивается речь, что знает ребёнок, как он свои мысли излагает. И большой минус в том, что мы учим детей работать по шаблону. Даже существует термин сейчас – жертвы ЕГЭ. Это люди, которые не способны мыслить творчески, а мыслят шаблонно. Поэтому я считаю, ЕГЭ, как форма проверки знаний, должна уйти. По сути дела, это прекрасный бизнес-проект. Одной только печатной продукции издаётся на миллионы. А сколько платят разработчикам КИМов? А сколько платят людям, которые участвуют в экзамене? Там, где из бюджета выделяются большие суммы, есть возможность и творчески с ними поработать. Кроме того, платят господам из Федеральной службы по надзору в системе образования, которые зачастую сами ни дня не проработали в школе... В министерстве порой работают люди, которые к школе имеют такое же отношение, как я – к строительству ракет. Эта кадровая политика, по меньшей мере, странная. У учителя, как у любого другого сотрудника, должен быть карьерный рост. Если учитель показал себя как руководитель, значит, и до министра дорастёт. Но если ты в школе не работал и не знаешь природу этого труда, не набил трудовые мозоли на этом, не знаешь психологию детей, судишь о детях по сериалам «Физрук», «Школа» и по «Ералашу», зачем тебе руководить просвещением?

Когда я, будучи ребенком, учился в школе, учителя казались мне грозными тётками, у которых кроме как загрузить нас проблемами, других желаний в этой жизни нет. Но когда я сам стал учителем и стал работать с этими «тётками», понял, что учитель – это даже не служба, это служение, говорю это потому, что я это выстрадал, я понял, общаясь с коллегами, что учителя – это уникальные люди. Это профессия, основанная на самопожертвовании, учитель – это человек, способный на подвиг, на духовный подвиг, прежде всего. Это люди со сложной судьбой, потому что работа учителя заключается не в простом пребывании в стенах школы, учитель работает всегда. Даже дома он до позднего вечера готовится к урокам, проверяет тетради, заполняет журналы и дневники, изучает методическую литературу, ведёт блоги и т. д. и т. п. Учитель как священник, это особая форма жизни, определённая психология. Мне очень повезло работать в коллективе, состоящим из позитивных, творческих личностей, которые хорошо относятся друг к другу, всегда готовы прийти на помощь, добрые, образованные, воспитанные, это действительно лучшие люди.

– Благодарим за интервью!

Беседовал Дмитрий Николаев



© Д. Ю. Николаев, газета «Дальневосточный Комсомольск» и сайт «ДВК-Медиа»

http://dvkomsomolsk.ru/2018/10/19/kak-zhivesh-uchitel/

Подписывайтесь на мою группу ВК: https://vk.com/gorotckop

Мои ресурсы в сети: http://gorotskop.livejournal.com и http://dvkomsomolsk.ru/author/dmitry-nikolaev/

– Аэросъёмка с квадрокоптера. Фото, видео.
– Фоторепортаж, статья по Вашему заказу, предприятия, мероприятия, Ваш дом, двор, подъезд, садик, школа, дорога или другое. Возможен выезд в Амурск, Солнечный, окрестные сёла или дальние нас. пункты.
– Фотосъёмка. Недвижимость, автомобили, предметы и др. Для продажи, на память и т. д.
– Фото города различных тем в наличии. Имеются оригиналы в высоком разрешении.
– Пост в паблике. Никаких накруток и ботов, все подписчики – живая аудитория.
– Индивидуальные пешие экскурсии по городу. Услуга для туристов, гостей города.
Моя почта: kms586387@mail.ru. Тел. 8(962)287-32-43. Я в соцсетях: Facebook, В Контакте, Одноклассники.

Tags: ЕГЭ, СССР, власть, капитализм, образование, политика, просвещение, учителя, школа
Subscribe

Recent Posts from This Journal

promo gorotskop january 27, 2015 22:09 69
Buy for 40 tokens
Меня зовут Дмитрий Николаев. Рад приветствовать всех на страницах своего блога. Его я открыл в начале 2015 года и в течение трёх лет наполнял статьями и фоторепортажами в основном об истории своего родного города – Комсомольска-на-Амуре. В последующем сложная социально-экономическая ситуация…
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments